Если вы хотите, чтобы в вашем гараже всегда было комфортно, есть резон задуматься об обустройстве в нем теплого пола. Есть несколько вариантов его монтажа, и каждый из них изобилует большим количеством подводных камней. Но не спешите унывать: все нюансы в этой статье будут благополучно извлечены на поверхность, а полезные советы помогут вам сделать правильный выбор. Рассказываем обо всех видах теплого пола в гараже, преимуществах и недостатках каждой системы, а также приводим цены и технологические алгоритмы для продуктивной работы.
Все виды
Понятие «теплый пол» мы рассматриваем в самом широком контексте — и как систему отопления с помощью водяного контура или гибких электропроводников, и как утепление нижней части пола надежным теплоизолятором.
Керамзит и другие насыпные варианты
Самый распространенный вариант, который не требует много денег и усилий. Однако и отдача от него минимальна.
Лучше всего подходит, если вы сами формируете напольное основание. С таким насыпным утеплителем легко работать:
- на песчаную основу накладывается гидроизоляционный рубероид;
- поверх него насыпается слой керамзита до 20 см, его можно смешать с бетоном и заливать как раствор;
- сразу после укладывается еще один слой рубероида и монтируется армирующий каркас;
- остается еще раз залить бетонный раствор, толщина его может колебаться, но никак не меньше 10 см.
Есть и другие насыпные теплоизоляторы — перлит, вермикулит. Если используете их, то достаточно слоя в 10-15 см.
Пенополистирольные плиты
Теплый пол в гараже можно обустроить и с помощью пенополистирольных плит. Фрагменты соединяются между собой замком и исключают какие-либо щели и зазоры. А если не подходят по размерам, то всегда можно воспользоваться обычным ножом для его коррекции.
Технология укладки такого пола практически ничем не отличается от насыпных вариантов. А вот КПД его выше, так что стоит взять на заметку.
Водяное отопление
Полноценный теплый пол в прямом смысле слова. Представляет собой сложную разводку труб, подключенных к размещенному в помещении источнику тепла. Если ваш гараж прилегает к дому и подключен к централизованной системе отопления, то это заметно упрощает дело — в таком случае теплоноситель подключается к ней.
Но чаще всего наблюдается обратное — в таком случае в роли источника тепла выступает автономный котел (газовый, печь, электрический).
Как это работает
Все просто: вода прогревает трубы, а тепло от них передается всему напольному покрытию и медленно поднимается в воздух.
Преимущества:
- позволяет добиться отличного прогрева при минимуме потраченных ресурсов.
Недостатки:
- сложная система монтажа;
- далеко не всегда технически реализуемый проект;
- в отдельных случаях могут выходить из строя трубы и наблюдаться протечки.
Электрический
Вариант теплого пола, который для гаража выбирают чаще всего. Во многом, из-за простоты его монтажа.
Как это работает
Тут тоже нет ничего сложного: контур отопления с электрическим кабелем смонтирован на гибком мате, который закладывается в пол. Подключается через выходы к центральному узлу, проводник нагревается и, как и в случае с водяным отоплением, передает тепло стяжке и всему полу.
Преимущества:
- простейший монтаж;
- равномерный прогрев помещения;
- безопасность;
- возможность дистанционного управления через терморегулятор;
- исключены протечки.
Недостатки:
- большой расход электроресурсов;
- при недостатках заливки пола система может выйти из строя под воздействием химически активных веществ.
Примерные цены
Делать или не делать?
С одной стороны, вы получаете возможность поддерживать всегда комфортную температуру в гараже даже в самый морозный период. При этом тепло будет распределяться равномерно по всей площади помещения, что невозможно при использовании автономных конвекторов.
Однако у всего есть и обратная сторона: из-за разницы температур на воротах будет появляться изморозь, а внутри помещения неизменно будет появляться конденсат. Также имеет смысл использовать в гараже теплый пол, если вы часто его используете. Периодическое включение не даст ощутимого результата по прогреву, и потенциально высокий КПД системы останется нереализованным.
И еще один момент, не менее важный: все монтажные работы должны быть проведены в полном соответствии с требованиями СанПина. Поэтому внимательно их изучить — обязательная ваша задача.
Технология укладки
Если вы все-таки решились на монтаж, то предлагаем вам подробные технологические карты для успешной работы. Конечно, если делаете теплый пол в гараже своими руками, а не прибегаете к помощи профессионалов, что чревато немалыми расходами.
Водяной
Система водяного отопления может быть реализована двумя способами:
- с размещением труб в бетонной стяжке;
- с укладкой труб в пенополистирольных плитах или деревянном коробе.
Второй вариант является облегченным, но и он требует пост-заливки бетонным раствором.
Для оптимального прогрева рекомендуется прокладывать трубы с расстоянием между витками не более 10 см. После проведения всех необходимых расчетов приступаем к действиям:
- очищаем и выравниваем основание путем залива бетонной стяжки;
- после высыхания укладывает теплоизолятор;
- закрепляем по периметру демпферную ленту;
- укладываем полиэтиленовую пленку и армирующую сетку;
- закрепляем с помощью хомутов трубы к сетке — лучше всего в виде змейки, самый распространенный способ;
- устанавливаем клапан сброса воды;
- проверяем герметичность укладки повышением давления в теплоносителе — приблизительно в 2 раза выше стандартного значения;
- если нет падения давления в течение 24 часов, то проводим финальные работы — заливаем еще одну бетонную стяжку с общей толщиной слоя не менее 10 см.
После всего этого уложите на пол пленку — пусть стяжка застывает, а уже примерно через месяц можно проверять теплый пол в действии.
Электрический
В продаже есть большое количество модификаций электрического теплого пола, так что можно сэкономить немало времени, монтируя уже полностью готовые гибкие маты с проводниками или инфракрасные пленки. Однако вполне можно довольствоваться и вариантом с резистивным одно или двухжильным кабелем.
Перед монтажом следует произвести расчет, умножив мощность нагревательного элемента на общую площадь помещения.
В остальном все очень просто и отличается от укладки водяного теплого пола лишь некоторыми деталями:
- очистите бетонное основание от пыли и мусора и сделайте стяжку;
- уложите слой гидроизоляции таким образом, чтобы пленка немного заходила на стены — приблизительно на 15 см;
- приклейте по всему периметру демпферную ленту;
- уложите слой теплоизолятора — можно использовать фольгированный утеплитель «Пенофол» (при монтаже размещайте фольгированный слой на бетоне, для усиления конструкции дополнительно используется пенопласт) — а так же армирующую сетку;
- если используете не маты и пленки, а греющий провод, то укладывайте его зигзагом и фиксируйте зажимами, только будьте внимательны — не должно быть никаких пересечений и загибаний;
- при монтаже пленки учитывайте тот факт, что она должна быть расположена примерно в 10 сантиметрах от стен и покрывать собой не менее 70% от всей площади помещения;
- далее соединяйте контакты зажимами и надежно изолируйте мастикой те места, где соединяются контакты и провода.
Остается изолировать термодатчик и подключить систему к электроснабжению. Если все работает прекрасно, то заливают финальную стяжку и оставляют помещение примерно на 28-30 дней.
Заключение
Какой бы вариант теплого пола для своего гаража вы ни выбрали, уже сам факт серьезности ваших намерений свидетельствует о том, что это помещение занимает немалое место в вашей жизни. А раз так, то в правильности вашего решения мы не сомневаемся, ведь настоящий автолюбитель всегда интуитивно чувствует, что лучше подходит для него и его железного друга.
Утеплённый гараж радует владельца тёплой машиной, которую нет необходимости прогревать при помощи печки, теряя драгоценное время. Да и само авто, находясь в благоприятных условиях, будет значительно реже ломаться. Давайте рассмотрим вопрос, как сделать тёплый пол в гараже, и разберёмся, какой вариант выбрать при установке системы отопления.
Зачем тёплый пол в гараже, есть ли плюсы и минусы
Обогрев гаражного пола в холодное время года имеет целый ряд преимуществ:
- возможность произвести мелкий ремонт днища, лёжа прямо на полу;
- создание благоприятных условий для продления жизни машине;
- равномерный прогрев всего гаражного помещения;
- достаточно поднятия температуры воздуха до +15°C.
Из недостатков можно выделить:
- под автомобилем, заехавшим с улицы, образуются лужи от растаявшего снега;
- тяжесть ТС может нарушить отопительную систему, если расчёты проведены неверно;
- при необходимости ремонта приходится производить полный демонтаж конструкции;
- из-за перепада температур гаражные двери могут перемёрзнуть;
- дополнительные расходы на оплату получаемой теплоэнергии.
Какими бывают тёплые полы
Гаражи можно обогревать с помощью электричества или подогретой воды. Тёплый пол в гаражном помещении вполне по силам сделать своими руками, вне зависимости от выбранного вами способа обогрева.
Водяные
В этом случае прокладываются трубы из металлопластика или стали. По ним движется вода, подогретая с помощью теплоносителя и раздающая тепло в помещение. По возможности гараж подключают к централизованной системе обогрева. Есть вариант установки электрического, газового, дровяного или угольного котла.
Электрические
При нежелании возиться с водой, которая может легко замёрзнуть зимой, если не использовать подогрев регулярно, выбирают одну из двух электрических систем:
В этом случае трубы не перемёрзнут и не лопаются, но резко возрастёт плата за электроэнергию.
Монтаж инфракрасного пола
Прежде чем приступать к установке тёплого пола, следует позаботиться, чтобы стены и потолок в гараже хорошо держали тепло, то есть были утеплены. Кроме того, следует убедиться, способна ли проводка выдержать такую мощную дополнительную нагрузку.
Расчёт
Чтобы узнать необходимую мощность обогревательной конструкции, следует перемножить две составляющие: мощность нагревательного элемента и площадь помещения.
Необходимые материалы
Владельцу гаража предстоит выбрать, что он желает установить — инфракрасную плёнку или стержневой пол. Вне зависимости от варианта отопления, нужно купить дополнительно:
- УЗО для отключения системы;
- готовую смесь для стяжки.
Составление проекта
Следующий этап работы — план укладки плёнки. Нет необходимости прокладывать утепление под станками, подъёмником и местом, где будет находиться авто. Следует также предусмотреть отступы от стен хотя бы на 10 см.
Чтобы инфракрасный пол использовался в качестве основного отопления, придётся покрыть 17% его поверхности. Место для терморегулятора следует выделить на расстоянии 15 см от пола.
Подготовка основания
Демонтаж пола в гараже перед укладкой инфракрасной плёнки не требуется. Выравнивать небольшие неровности также не нужно — залить тонкий слой стяжки необходимо только при наличии больших ямок и выпуклостей. Смотровую яму следует обложить слоем кирпича, сравнив по высоте с предстоящим уровнем тёплого пола.
Гидроизоляция и теплоизоляция
- Укладывается слой плёнки из полиэтилена с захватыванием стен до 15 см.
- Наклеивается демпферная лента.
- Выстилается 10-сантиметровый теплоизоляционный слой фольгой вниз или 5-сантиметровый слой пенопласта.
- Выкладывается арматурная решётка.
При намерениях использовать фиброволокно и пластификатор, последний пункт можно проигнорировать.
Укладка нагревательного элемента
Плёнка вырезается по схеме укладки. Резать её нужно по намеченным линиям. Укладывать её следует, чтобы контакты были обращены вниз. Нельзя допускать накладок листов один на другой. Листы плёнки соединяют в одно целое с помощью скотча.
Подключение
Контакты плёнки и изоляция закрепляются с помощью битумной мастики. Основа соединяется с термодатчиком. При этом необходимо изолировать кабели. После этого можно проверить, работает ли система. Если греет нормально, приступают к заливке стяжки.
Заливка стяжки
Можно воспользоваться финишной смесью, предлагаемой к продаже в готовом виде. При желании можно самостоятельно смешать песок с цементом, заливая нужным количеством воды. Раствор заливается одновременно, равномерно распределяясь по всей площади помещения, чтобы выровнять уровень. На просушку следует выделить не меньше месяца — только потом разрешено пробовать включать отопление.
Монтаж кабельного пола
Чтобы во время эксплуатации на обогрев кабельного пола не приходилось тратить слишком много электричества, необходимо заранее позаботиться о теплоёмкости стен и перекрытия, а во время укладки сделать хорошую теплоизоляцию.
Расчёт
Для начала рассчитывается мощность по вышеописанной формуле.
Составление схемы
Далее приступают к составлению схемы с отражением мест, где будет проходить кабель, а также выделяется место установки регулятора. Если площадь размещения нагревательных элементов составляет 40 кв.м и более, потребуется обустройство демпферных зазоров.
Необходимые материалы
Тем, кто собирается производить установку собственноручно, придётся приобрести необходимый набор:
- одно- или двужильный резистивный кабель нужного сечения;
- любая модель нагревательного мата с резистивным проводом.
Подготовка основания
Провода укладываются на выровненную и предварительно очищенную поверхность.
Теплоизоляция
Гидро- и теплоизоляция проводится по той же схеме, как описано в разделе с инфракрасными полами.
Укладка нагревательных элементов
Монтаж кабеля производят по двум видам:
Прежде чем начинать работу, на утеплителе размечаются линии продвижения проводов. Между витками желательно соблюдать расстояние в 30 см.
Убедитесь, что на кабеле отсутствуют скрутки, иначе он проработает совсем недолго. Фиксируйте проводку на сетке, используя клипсы или усы на монтажной ленте.
Если нет уверенности, что сделаете всё правильно, покупайте готовые маты с кабелем, закреплённым на сетке. Вашей задачей будет укладка и фиксация их на поверхности пола.
Подключение
Установив в выбранном месте монтажную коробку, внутрь отправьте терморегулятор и подведите два кабеля. Один должен быть силовым, второй — заземляющим. Термодатчик расположите на расстоянии полуметра от стены, углубив и вставив в конструкцию из гофрированной трубы. Датчик будет располагаться внутри неё. Провод протяните к регулятору.
Розетка под тёплый пол должна быть только отдельной, а до заливки стяжки обязательно убедитесь в работоспособности конструкции.
Заливка стяжки
Поверх нагревательного кабеля будет достаточно бетонной стяжки. При желании сверху можно выложить слой плитки.
Монтаж водяного тёплого пола
Тёплый водяной пол в гараже без труда делается своими руками. Особенно удобно, если он располагается рядом с домом. В этом случае гараж подключается к системе отопления жилых помещений. В отдельно стоящем здании придётся заняться установкой автономного котла.
Укладочная схема и расчёт
Трубы на полу гаражного бокса можно выкладывать в виде «змейки» или «улитки». Витки располагайте на расстоянии 10 см один от другого — тогда удастся равномерно прогреть всю площадь помещения. Стены и ворота — источники холода, поэтому в этих местах стелите трубы поплотнее. Шланг подачи установите как можно ближе к наружной стене.
Тёплый водяной пол должен обладать примерно такими параметрами:
- 16-миллиметровое сечение труб;
- 30–40 м размер петель при гаражной площади в 30 кв.м;
- 1 л/с — мощность насоса.
Инструменты и материалы
В строительных магазинах продаются готовые комплекты отопления для нежилых помещений на 60–80 квадратов. По необходимости можно приобрести комплектующие отдельно.
- 400 м труб;
- пластификатор на 80 л;
- 60 м демпферной ленты;
- 60 кв.м утеплителя;
Расчёт сделан для патрубков с шагом 15–20 см.
Подготовка основания
Ещё до укладки водяных труб проводится подготовка поверхности с настиланием пластов:
- 10 см песка;
- 10 см щебёнки;
- 10 м утеплителя из пенопласта;
- черновой слой бетона, выравнивающий поверхность.
Гидро- и теплоизоляция
Для установки гидропола проводятся те же изоляционные мероприятия, как и для электрического. Функцию гидроизоляции будет выполнять слой толстой полиэтиленовой плёнки. При желании замените его рубероидом — так будет даже лучше. По стыкам обязательно пройдитесь мастикой из битума.
После этого настилайте утеплитель мощным слоем, ведь ему придётся выдерживать большие нагрузки. Обратите внимание: слой фольги должен смотреть вверх, не допуская утекания тепла в землю. По периметру гаража не забудьте уложить демпферную ленту.
Укладка трубопровода
Выбрав схему расположения труб, нанесите её на утеплитель — так будет проще делать монтаж. Расставьте пластиковые подпорки, на которые выложите обрешётку. Между ней и утеплителем должно оставаться 2–4 см свободного пространства, чтобы бетон не растрескался.
Поверх арматуры укладывайте трубы, закрепляя хомутами. Можно использовать скобы. Располагайте крепления не реже чем через 25–40 см. На поворотах чаще — 10–15 см. Бухты с трубами разматывайте понемногу.
Укладку начинайте от коллектора с самой дальней петли. Конец шланга обрамите трубкой с фитингом. Через него нужно подключиться к коллектору. Второй конец трубы должен находиться в непосредственной близости от распределительного узла.
Коллекторно-смесительный узел
Поступление и спуск горячей воды, а также регулировки происходят через смесительный узел. Устройство продаётся в стройматериалах в готовом виде. Кто чувствует в себе уверенность, может собрать его самостоятельно.
Для коллектора нужно купить:
- запорный кран для оттока воды из системы;
- фитинги для присоединения труб;
Коллекторно-смесительный узел прячется в специальном шкафу. Его вешают на стену или монтируют в нишу. Концы труб соединяются с вентилями подачи и обратки.
Перед заливкой стяжки проверьте работоспособность системы. Давление подайте вдвое сильнее рабочего. Если конструкция в течение суток будет функционировать без проблем, значит, монтаж проведён без ошибок.
Заливка стяжки
Готовясь делать стяжку, предварительно подайте давление в трубы. При этом они должны быть такой же температуры, как воздух окружающей среды. Бетонный слой заливайте на 7–12 см.
Начинайте с самого дальнего угла, чтобы закончить к воротам. Бетон должен схватиться за 30–35 дней. По истечении этого времени позволяется включать отопление.
Антифриз в качестве теплоносителя
Если нет необходимости постоянно обогревать гараж, система может перемёрзнуть, и трубы полопаются, поэтому вместо воды её лучше заполнить антифризом. Этот компонент способен выдержать температуру -30°C. В этом случае потребуется более мощные насос и котёл.
Заключение
Теперь у вас не возникнет вопроса, зачем нужен тёплый пол в гараже. Это удобно, комфортно и важно для продления срока работы автомобиля. Варианты утепления можно выбирать различные. Главное — организовать всё правильно с учётом вышеописанных нюансов.
Автолюбители с трепетом относятся к своему стальному коню — регулярно моют и украшают разнообразными наворотами. Вот только иногда не задумываются, насколько комфортно машине находиться в гараже? Ведь слишком низкая температура в этом помещении приведёт к проблемам с запуском двигателя, а слишком высокая может вызвать появление конденсата. Как же добиться идеальных показателей в +5°C? Всё просто: потребуется утепление пола в гараже.
Какие материалы нужны для утепления
В утеплённом гараже будет себя чувствовать комфортно не только авто, но и водитель, любящий повозиться с разными деталями. Прежде чем начать разговор о том, как утеплить пол в гараже, следует запастись всеми необходимыми материалами и инструментами.
- пенопласт или любой другой утеплитель;
- пена для монтажа;
- острый резак для резки пенопласта;
- шуруповёрт, дрель, уровень, нож.
Пошаговая инструкция утепления пола в гараже
Собрав всё необходимое, можно приступать к утеплению гаража. Делается это в такой последовательности:
- Освободите рабочую поверхность от вещей и инструментов.
- Расстелите плёнку по всему полу.
- Разложите деревянные бруски, отрегулировав уровнем ровность поверхности.
- Соедините бруски между собой, чтобы пена не сдвинула их.
- Нарежьте пенопласт на квадраты и разложите по полу между брусков.
- Заполните монтажной пеной образовавшиеся промежутки.
- Ещё раз проверьте ровность пола.
- Разложите второй слой полиэтилена.
- Зашейте поверхность ДСП, используя шуруповёрт и саморезы, или залейте стяжку из цемента.
Дождитесь, пока пена просохнет, и можете эксплуатировать утеплённый гараж.
Утепление деревянного пола гаража
Если пол планируется деревянный, под слой утеплителя насыпается дополнительно 10-сантиметровый пласт песка и заливается слой цементной стяжки. Затем производится утепление, как описано выше, и только после этого настилается дощаной пол.
Работа с бетонным основанием
Прежде чем утеплять бетонный пол в гараже, вовсе необязательно снимать старое бетонное основание. Просто перед началом работ с утеплителем заделайте все стыки, щели и выровняйте уровень поверхности. Поверх изоляционного материала выкладывается арматура и заливается ещё один слой цемента.
Как выполнить утепление гаражного пола с погребом
Если в гараже присутствует погреб, то, кроме вышеописанной процедуры, придётся первым делом произвести утепление пола и стен помещения для хранения съестных припасов. При этом в обязательном порядке следует произвести гидроизоляцию. Вход в подвал следует обустроить таким образом, чтобы исключить появление сквозняков и продува сквозь щели.
Достоинства и недостатки утеплителей
Для утепления гаражного пола применяются различные виды материалов. Каждый из них обладает определённым рядом преимуществ и недостатков.
- не боится грызунов;
- легко переносит температурные скачки;
- не реагирует на химические средства;
- слишком большой слой засыпки требует вкапывания;
- гранулы долго сохнут после контакта с водой.
- высокий уровень теплоизоляции;
- не боится грибка и других вредных веществ.
- слишком хрупкий материал;
- при повышении температуры выделяет вредные испарения.
- хорошо держит тепло;
- хорошо поглощает звуки;
- при возникновении возгорания материал легко воспламеняется, выделяя едкий дым в больших количествах;
- боится воздействия растворителей и других химических веществ;
- может поддаваться атакам грызунов;
- при резких температурных перепадах выделяет токсические вещества;
Плюсы минваты Изовер:
- не боится биологического или химического воздействия;
- не проседает со временем;
Минусы минваты Изовер:
- обладает способностью впитывать влагу;
- требует вентиляционного зазора при монтаже.
Плюсы шлаковых гранул:
- высокий уровень теплоизоляции;
- зазоры между гранул способствуют естественному воздухообмену;
- подходит для гаражей, где значительно повышена влажность;
- не боится грызунов, плесени и грибка;
- не требует идеального выравнивания поверхности при настиле.
Минусы шлаковых гранул:
- плотный тяжёлый материал выдержит не каждая несущая конструкция и фундамент;
- показатели эффективности изоляции невысокие;
- еровность гранул не позволяет добиться равномерности изоляции;
- может ржаветь и накапливать влагу.
Все перечисленные материалы обладают разными качествами и ценовой доступностью. Следует выбирать для утепления наиболее оптимальный вариант.
Керамзит
Доступная по цене сыпучая смесь, хорошо переносящая морозы и не горящая в огне. Чтобы уложить подобный слой, потребуется вырыть котлован глубиной в 45 см. Гидроизляцию в этом случае рекомендуется проводить с помощью рубероида. Сверху проложить арматурную сетку, залив стяжкой.
Пенополистирол
Хорошо проводит тепло и не боится влаги. Расстилается сверху бетонной поверхности и проложенного гидроизоляционного слоя. При желании установить деревянный пол, под низ укладываются лаги, настилаются плиты утеплителя, а только потом устанавливаются доски.
Пенопласт
Самый популярный на сегодняшний день вид утеплителя. Стоит недорого, свои функции выполняет надёжно. Работать с пенопластом — сплошное удовольствие. Он легко режется и долговечен в эксплуатации. После его расстилания на полу гаража потребуется залив стяжки тонким слоем.
Минвата Изовер
Применение этого материала требует установки дополнительной пароизоляции и проделывания зазоров в гидроизоляции, чтобы допустить поступление воздушных масс. Стоит минвата дорого, поэтому её редко используют для пола — чаще для кровли.
Шлак
Остаётся после выплавки чугуна. Свежий материал никто не использует во избежание отравления. Потребуется хотя бы 2 года хранения на улице, чтобы улетучились ядовитые продукты горения. Добиться желаемого результата по утеплению можно, если укладывать материал на полу слоем не менее 40 см. Затем расстилают гидроизоляционный слой и заливают стяжку.
Как видите, утеплить пол можно даже своими руками. Особых сложностей этот процесс у владельца гараж не вызовет. Главное — выбрать утеплитель, идеально подходящий по параметрам под ваш гараж, ведь используемые ныне материалы обладают разным весом, уровнем тепло- и паропроводности, сроком эксплуатации и уровнем экологичности. Некоторые могут разрушаться под воздействием растворителей и других веществ. И, конечно же, следует сделать все работы строго по инструкции. И тогда ваш гараж превратится в тёплое уютное помещение.
Страница 1 из 2
Страница 1 из 2
Страница 1 из 2
Страница 1 из 2
Теплый гараж является мечтой любого автомобилиста, приятно морозным зимним утром сесть в теплый автомобиль и сразу начать движение, не тратя времени на прогрев. К тому же стоянка в теплом гараже крайне благотворно сказывается на техническом состоянии автомобиля. Да и мелкий ремонт в холодное время года перестает быть проблемой.
Вот почему все больше автолюбителей задумываются об отоплении в гараже. Оптимальным вариантом для этого является теплый пол. Он равномерно прогревает воздух в помещении, причем максимум нагрева получают нижние слои, этим достигается экономия энергии. В гараже часто возникает необходимость заглянуть под машину, если вы для этого ляжете на теплый пол, то ваша спина будет вам благодарна.
Особенности отопления гаража
Как правило, гараж не требуется нагревать до температуры жилого помещения. Для хранения автомобиля вполне достаточно 15 градусов, да и человек при такой температуре может чувствовать себя вполне комфортно в подходящей одежде. Нагрев гаража до более высоких температур будет требовать слишком большого количества энергии и экономически нецелесообразен.
СНиП 21-02-99. Стоянки автомобилей
Важно подумать о достаточной теплоизоляции гаража. Если стены тонкие и имеют щели, то такой гараж будет тяжело нагреть даже до 15 градусов. Утеплите стены и потолок гаража с помощью пенофола или любого другого утеплителя. Не экономьте на этой процедуре, все затраты очень быстро окупятся за счет экономии на энергии.
Пол в гараже подвергается повышенным нагрузкам по сравнению с полом жилого помещения. Это и воздействие колес автомобиля и случайные падения инструмента или запасных частей. Над нагревательными элементами должен быть достаточно толстый слой стяжки, обычно он составляет 40-80 мм. По этой причине не целесообразно применять инфракрасную греющую пленку, при такой толщине стяжки нагрев от нее будет слишком слабым.
В подавляющем большинстве случаев в гаражах используют электрический теплый пол на основе греющего провода либо водяной теплый пол. У каждого из этих типов обогрева есть свои плюсы и минусы, рассмотрим их подробнее.
Электрический теплый пол в гараже
В этом типе теплого пола нагрев происходит за счет тепловыделения в гибком проводнике под действием протекающего по нему электрического тока. Проводник нагревает плотно прилегающую к нему стяжку, от которой, в свою очередь, прогревается воздух в помещении.
Электрический теплый пол весьма прост в монтаже и при этом надежен, но это и наиболее дорогой способ обогрева. Если зима будет достаточно суровая, то счет за электроэнергию вас неприятно удивит.
Чтобы снизить затраты нужно особое внимание уделить теплоизоляции гаража, используйте для стен и потолка слой изоляции не тоньше 60 мм. Не стоит забывать и о теплоизоляции пола, этот вопрос будет подробно рассмотрен чуть ниже.
На этапе проектирования электрического теплого пола необходимо выяснить выдержит ли электрическая сеть гаража подключение такой нагрузки. Исходите из расчета 120-140 Вт/м2, умножьте это значение на площадь вашего гаража и убедитесь, что сеть выдержит долговременную работу с такой нагрузкой.
электрический теплый пол
Подготовка основания под электрический теплый пол в гараже
В большинстве случаев под гаражом находится грунт, а значит, необходимо позаботиться о надежной теплоизоляции пола. Это необходимо для того, чтобы исключить потери тепла на нагрев грунта, которые при неправильной теплоизоляции могут достигать 30%.
Над грунтом заливается слой черновой бетонной стяжки. Черновая стяжка должна быть достаточно ровной и не иметь резких перепадов по высоте. После того как стяжка застынет, можно приступать к укладке теплоизоляции.
Теплоизоляция электрического теплого пола в гараже
В качестве изолирующего материала лучше всего выбрать пеноплекс или полистирол, толщина теплоизоляции должна составлять 30-80 мм в зависимости от суровости зим в вашей местности. Если температура в вашем регионе редко опускается ниже -15 градусов, то достаточно уложить 30 мм изоляции. Если же вы живете в регионе с суровыми зимами, то толщина утеплителя должна быть не менее 80 мм.
Если в качестве нагревателя вы используете греющий провод, то поверх теплоизоляции укладывается специальная монтажная лента с шагом 50 см. Она нужна для фиксации витков провода. Лента прикрепляется к черновой стяжке с помощью дюбелей. Если вы используете греющие маты, то этот шаг нужно пропустить и сразу приступать к монтажу.
Монтаж нагревательных элементов электрического теплого пола
Если вы монтируете теплый пол на основе греющего провода, то уложите провод на пол витками с шагом 30 см и зафиксируйте его при помощи специальных усиков на монтажной ленте. Витки провода должны быть параллельны друг другу, избегайте сгибания провода под острым углом и чрезмерных натяжений.
Обратите внимание, что поверхность, под которой расположен греющий провод должна быть открытой и отдавать тепло воздуху. Если вы планируете установить в гараже верстак или стеллаж для хранения инструмента, то заранее определитесь с местом установки и не закладывайте там провод.
Старайтесь не наступать на провод во время монтажа и не допускайте повреждения изоляции. Провод под стяжкой обязательно должен быть цельным, не допускается делать скрутки или пайки разных кусков провода и заливать их в стяжку, это серьезно снизит срок службы и надежность теплого пола. Если вы повредили провод во время монтажа, то замените весь контур.
Более удобным вариантом будет использование нагревающих матов. Это уже сформированные витки провода, закрепленные на армирующей сетке. Вам нужно лишь уложить маты на полу и можно приступать к подключению.
После того как провод или маты будут разложены, вам необходимо установить термодатчик. Для этого в теплоизоляции на расстоянии примерно 50 см от стены, на которой будет установлен терморегулятор делается небольшое углубление, в него закладывает гофрированная труба диаметром 20мм. В эту трубу помещается датчик температуры. Труба необходима для того, чтобы датчик можно было заменить после заливки стяжки.
Подключение электрического теплого пола
Для подключения электрического теплого пола необходимо использовать медный провод подходящего для итоговой нагрузки сечения.
На одну из стен устанавливается терморегулятор, к которому подключаются нагревательные элементы и датчик температуры, подключение производится по схеме, данной в инструкции к регулятору.
Внимание! Запрещается проводить проверку электрического теплого пола путем подачи напряжения. Для того чтобы проверить целостность изоляции и правильность подключения, необходимо замерить сопротивление греющего провода до подключения к терморегулятору и сверить со значением, данным производителем. Расхождение в значениях сопротивления не должно превышать 10%.
Включение системы электрического теплого пола в сеть допустимо только через собственный выключатель дифференциальног
Запрещается подавать на электрический теплый пол напряжение до полного застывания стяжки.
Заливка стяжки над электрическим теплым полом в гараже
Наилучшим вариантом является использование специальной стяжки для теплых полов, так как она имеет наилучший коэффициент теплопроводности
Запрещается включать теплый пол до полного застывания стяжки, обычно этот срок составляет 28 дней.
Бетонную стяжку можно оставить как есть либо выложить пол плиткой, это никак не повлияет на греющие свойства теплого пола.
Водяной теплый пол в гараже
Это более экономичный способ обогрева, но он требует установку котла либо врезку в существующий контур отопления частного дома. Это сильно усложняет монтаж всей системы, а также требует больших финансовых затрат на первоначальном этапе.
Тем не менее, если вы делаете водяной теплый пол в гараже частного дома в котором уже имеется система отопления, то водяной пол будет отличным вариантом, так как не требует такого большого количества электроэнергии, как электрический теплый пол.
Установка отдельного котла для обогрева гаража не выгодна с экономической точки зрения, но иногда все же применяется, когда использование других вариантов невозможно.
На этапе проектирования вы должны продумать схему включения теплого пола в общую систему отопления дома и выбрать место для установки распределительно
Если вы врезаетесь в систему радиаторного отопления, то температура теплоносителя в ней слишком высока. Для снижения температуры вам нужно будет установить смесительный узел, в котором будет происходить смешение нагретого теплоносителя с охлажденным, прошедшим через контур циркуляции. Если вы используете отдельный котел для теплого пола, то температура регулируется прямо на котле.
Смесительный узел, циркуляционный насос и коллекторная группа образуют распределительны
Подготовка основания для водяного теплого пола в гараже
Подготовка основания ничем не отличается от подготовки основания для электрического теплого пола, за тем исключением, что основание для водяного теплого пола не должно иметь перепадов по высоте больше половины диаметра трубы. В противном случае в трубе могут образовываться воздушные пробки, которые будут препятствовать циркуляции теплоносителя.
Другим отличием является то, что для монтажа водяного теплого пола существует специальная теплоизоляция, которая значительно облегчает укладку труб. На верхнем слое теплоизоляции в шахматном порядке расположены небольшие выступы, между которыми укладываются трубы теплого пола. Этот способ укладки удобен, но обойдется дороже.
Вы можете использовать и обычную теплоизоляцию толщиной 30-80 мм. В этом случае трубы укладываются на монтажную сетку.
водяной теплый пол
Монтаж труб для водяного теплого пола в гараже
Чаще всего в гаражах применяют метод укладки труб «змейкой», в этом случае витки трубы укладываются параллельно друг другу на всей отапливаемой площади пола. Трубы крепятся к монтажной сетке при помощи проволоки или специальных хомутов.
Если площадь гаража больше 15 м2, то имеет смысл укладывать трубы «спиралью», это более трудоемкий метод, но он обеспечивает равномерный нагрев больших площадей.
Независимо от выбранного метода укладки, недопустимо сгибание труб под острым углом, так как это может их повредить. Старайтесь не наступать на трубы и не повреждать их. Если труба все-таки оказалась повреждена, то требуется заменить весь контур циркуляции.
После того как все трубы будут разложены можно приступать к испытаниям пола.
Испытание водяного теплого пола
Система заполняется теплоносителем и на насосе выставляется давление в 1,5-2 раза выше рабочего, обычно это значение составляет около 5 бар. Давление должно быть стабильным, на полу не должно появляться следов теплоносителя, оставьте систему как минимум на сутки. По истечении суток, давление в системе должно быть не ниже рабочего.
Выставьте на котле или смесительном узле максимально допустимую температуру и проследите за тем, чтобы все контуры циркуляции нагрелись. Оставьте систему еще на сутки. Если по прошествии суток давление не упало и система не остыла, то можно приступать к заливке стяжки.
Заливка стяжки для водяного теплого пола в гараже
При заливке стяжки система должна быть заполнена под рабочим давлением. Категорически запрещается заливать стяжку при нагретом теплоносителе. Температура труб должна быть равна температуре помещения.
Обратите внимание, что большинство стяжек не подходит для заливки при отрицательных температурах. Минимальная температура, при которой можно работать со стяжкой указана на упаковке. Не пытайтесь поднять температуру в помещении включением теплого пола.
Слой стяжки для водяного теплого пола должен иметь такую же толщину, как и для электрического пола. Включать нагрев можно не раньше полного застывания стяжки.
Видео – Теплый пол в гараже
https://youtube.com/watch?v=SOjP05iBREM%3Ffeature%3Doembed
Видео – Монтаж электрического теплого пола
https://youtube.com/watch?v=OsNfla3MWg8%3Ffeature%3Doembed
На что необходимо обратить внимание
Прежде, чем приступить к выбору нагревательного элемента и монтажу теплого пола своими руками, следует подумать о хорошем утеплении помещения.
- Заделайте все щели.
- Утеплите стены и потолок гаража достаточным слоем теплоизоляционного материала, в качестве которого можно использовать каменную или базальтовую вату, вспененный полиэтилен, пенопласт и пр.
Совет: большинство специалистов рекомендуют для утепления стен и потолков использовать пенофол, нанесение которого минимизирует трудозатраты и появление «мостиков холода».
Обратите внимание на пол в гараже. В процессе эксплуатации транспортного средства он будет подвергаться большим механическим нагрузкам и воздействию химическими средствами. Давление автомобиля на стяжку распределяется на 4 точки, на каждую из которых, в среднем, приходится по 0,5 тонны. Если пол в гараже деревянный, то его следует укрепить.
Следует определить период эксплуатации обогрева гаража. Другими словами, сможете ли вы организовать непрерывную работу СО в зимний период. Если да, то можно обращать внимание на водяной тип теплого пола, который потребует установку в гараж котельного оборудования или подключение контура к действующей СО. Если вы не гарантируете бесперебойную работу системы отопления, или не готовы к большим первоначальным вложениям, то лучше создать электрический теплый пол в гараже своими руками на основе греющего кабеля. Каждый из вариантов имеет свои достоинства и недостатки, конструктивные особенности, которые и будут рассмотрены далее.
Важно! Так как на пол в гараже идет высокое давление, которое может привести к механическому повреждению защитного полимерного слоя, то вариант с ИК пленочными теплыми полами рассматриваться не будет.
Виды
В холодном гараже зимой механизмы автомобиля будут промерзать, что приведет к сложности завода автомобиля, а в некоторых случаях даже к выходу из строя некоторых элементов. Кроме этого, ремонтировать автомобиль в промерзшем гараже не особенно приятно, а длительная работа электрообогревателя может привести к большим счетам за электроэнергию.
Если вы решили сделать теплый пол, нужно выбрать по параметрам эффективности и экономичности какого вида сделать пол: электрический или водяной.
Водяной теплый пол
Водяной теплый пол — это замкнутая система, которая состоит из металлопластиковых труб, залитых бетонной стяжкой. Для пола потребуется наличие котла. Если гараж примыкает к дому, лучший вариант — подключить его к отопительной системе дома. Водяное отопление имеет свои преимущества:
- равномерное распределение тепла;
- экономия электроэнергии.
Однако монтаж теплого пола в гараже довольно трудоемок и для его эксплуатации потребуется водяной насос. В случае поломки какого-либо сегмента водяного пола потребуется полный демонтаж всей конструкции.
Варианты системы отопления
Особенности такого помещения как гараж накладывают свои ограничения на выбор системы отопления. Пол может подвергаться:
- Химическому воздействию. Средства по уходу за машинами и просто хранящиеся в гараже составы могут быть очень агрессивны.
- Механическому воздействию. Тяжелые инструменты и детали нередко падают на поверхность.
- Постоянным нагрузкам. Вес легкового автомобиля постоянно воздействует на пол.
В связи с этим, стяжка в гараже должна быть не менее 30 миллиметров. Идеальным считается показатель в 8 сантиметров – он гарантированно выдержит любые нагрузки.
Примерная толщина пола
Такая толщина подразумевает, что подойдет только водяной или кабельный электрический теплый пол в гараже. Инфракрасная пленка в данной ситуации будет бесполезна – её мощности не хватит для 8-сантиметрового слоя стяжки. По этой причине используются водяные или электрически полы.
Плюсы и минусы тёплого пола в гараже
Прежде чем решиться на монтаж тёплого пола в гараже, нужно тщательно оценить все «за» и «против» этого мероприятия. Рассуждая логически, плюсы и минусы необходимо искать, применительно к конкретной ситуации. ТП в гараже, расположенном в южном регионе с минимумом снежных осадков и минусовых температур, будет иметь совершенно другие показатели эффективности, чем та же конструкция в Сибири или северной климатической зоне.
Главный недостаток ТП в гараже
После того как замёрзшая машина заедет в гараж с ТП, начнётся процесс таяния снега и стекания грязи. Любой автомобиль имеет полости, поверхности которых недоступны для обработки антикоррозийными составами. Но эти отверстия вполне проницаемы для влажного воздуха.
Под воздействием нагрева снизу вода начнёт испаряться и конденсироваться на всё еще холодных деталях авто. Пока ТП прогреет днище и прочие металлические элементы машины, влага успеет оказать свое пагубное воздействие. По этой причине многие автовладельцы уверены в том, что для обогрева гаража лучший вариант – тепловые конвекторы и качественная приточно-вытяжная вентиляция.
Что такое натоп
Существует такое понятие, как «натоп». Он представляет собой прогрев стен, перекрытий и других поверхностей помещения. Только после этого начинает стабильно повышаться температура воздуха, и интенсивность натопа снижается. При подсчёте требуемой мощности ТП обязательно учитывают теплоёмкость материалов, из которых возведены стены и перекрытия.
Важно! Учитывая, что натоп – естественная необходимость, тёплый пол в гараже будет эффективен только при постоянном обогреве. Включать и выключать его, управляя дистанционно или иным способом и надеясь на экономичность ночного тарифа подсчета электроэнергии, неразумно. Все сэкономленные киловатты буду уходить на натоп.
Другие минусы ТП в гараже
При непродуманном устройстве ТП в гараже возможны и другие неприятности:
- Вода, стекающая с машины и от растаявшего снега, будет подтекать к металлическим воротам, за которыми минусовая температура.
- С внешней стороны ворот неизбежен нарост изморози.
- Металлические детали ворот и калитки могут примерзать друг к другу.
- Испарившаяся влага, находящаяся в воздухе, будет конденсироваться на холодных элементах конструкции гаража, образуя оледенение.
Преимущества
Преимуществ у тёплого пола в гараже несравнимо больше, чем недостатков
- Стабильное поддержание положительной температуры.
- Большая площадь теплоотдачи, что повышает эффективность обогрева.
- Равномерное распределение тепла.
- Экономия расходов на электричество при монтаже водяного пола.
- Возможность дистанционного управления, при условии монтажа соответствующей автоматики.
Какое покрытие стелить для лучшей теплоотдачи
Полы в автосервисе или личном гараже должны не только выдерживать большой вес, но и обеспечить высокие показатели теплоотдачи. Некоторые виды напольного покрытия, хотя и отличаются прочностью, не могут использоваться из-за низкой теплопроводности. Так следует избегать керамогранита, и изделий из натурального камня.
Оптимальным решением при подогреве пола гаража водяным отоплением будет уложить обычную керамическую плитку, либо сделать наливное покрытие. Толщина слоя в наливных полах составляет около 3-5 мм. Сверху покрытие можно вскрыть защитной водоэмульсионной краской.
Если принимается решение об облицовке полов плиткой, для монтажа следует использовать специальный клей и затирку. Затирать швы можно не ранее чем через 2-3 суток после укладки. Полная нагрузка на плитку допускается через 6-7 суток.
Современные системы тёплого водяного отопления полов могут укладываться и под керамогранит. Но для большей эффективности лучше всего остановить свой выбор на других видах покрытия.
Требования к теплым полам в гаражном помещении
Монтаж пола с подогревом является одним из самых эффективных методов отопления помещения. Как и все ремонтные процессы, монтаж теплого пола требует соблюдения определенных правил. Для начала нужно составить схему, по которой будет обогреваться гараж. С ее помощью можно рассчитать количество необходимого материала и мощность СО.
Требования к монтажу электрического теплого пола в гараже следующие:
- расстояние между нагревательными элементами должно быть не меньше 4-5 см от предметов мебели, стояков центральной СО и бытовой техники;
- для эффективного обогрева помещения, элементы теплого пола должен охватывать не менее 75% всей площади гаража;
- блок управления размещают не ниже 50 см от пола.
Электрический теплый пол в гараже
Перед тем как сделать теплый пол в гараже, следует выяснить, выдержит ли уже проведенная проводка возросшую нагрузку. Если нет познаний в этой области, лучше воспользоваться советами специалистов.
Требований к устройству водяного теплого пола в гараже немного больше и некоторые из них выполняются согласно строительным нормам и правилам.
- Расстояние между нагревательным контуром и стеной должно быть не меньше 15 см.
- Температура теплого пола в гараже не должна превышать 30 градусов.
- Температурный перепад на разных участках помещения должен быть не менее 10 градусов.
- Максимально допустимая температура воды в контуре до 55 градусов.
- Теплый водяной пол укладывают только на ровное основание. Допустимая погрешность — 5 мм.
- Для предотвращения утечки тепла в нижние части гаража укладывают теплоизоляцию в виде фольгированного материала толщиной до 10 мм.
- Петли контура укладывают одним из способов: «одиночный змеевик» или «спираль». Но следует помнить, что первый вариант подходит для локального обогрева какой-нибудь части гаража.
- Монтаж труб осуществляется согласно разметке на теплоизоляторе. Она делается с помощью якорных скоб, которые крепят с шагом 30-40 см.
- При выполнении стяжки давление в трубах должно соответствовать 0,3 Мпа.
При несоблюдении данных требований водяной теплый пол в гараже может работать некорректно, а при устройстве электрического типа отопления возникнет риск пожароопасной ситуации.